УЦЭПС АТ|Испытания и Сертификация|Техосмотр и ОСАГО|Тахография и ГЛОНАСС|Автономера и ЭПТС|Экспертиза, СПС, ДОПОГ

Восприятие дорожной ситуации и иллюзии

В процессе движения водитель обрабатывает множество информации, дорожные знаки, состояние автомобиля, расстояние до окружающих авто. Научно доказано, что чем выше скорость машины, тем сложнее оценка водителем дорожной ситуации.

Для правильной оценки необходимо знать свои физиологические возможности и иллюзии, которые могут появиться в процессе управления автомобилем.

Восприятие

Хорошее зрение у водителя – это залог качественного восприятия дорожной обстановки и безаварийной езды. Погодные условия влияют на восприятие водителем окружающего пространства. Расстояние до объектов и их формы могут искажаться, что очень опасно для тех водителей, которые, переоценивают свои способности.

Угол зрения водителя на скорости 40 км/ч составляет 100 градусов. Это даёт возможность видеть дорогу, а также обочины с пешеходами. А вот при 80 км/ч угол зрения снижается до 70 градусов. В него попадает только встречный транспорт, а обзор обочин на дороге водитель не оценивает. Чем выше скорость движения, тем выше шанс попасть в аварию.

Физиологически человек во время движения способен концентрировать своё внимание не более чем на трёх объектах. Поэтому при движении в плотном городском потоке необходимо быть предельно сконцентрированным на дорожной обстановке, так как особенно в городе велик риск не заметить пешехода. Подавляющее количество аварий в городе происходит из-за того, что «четвёртый объект» неожиданно появляется перед водителем, и отреагировать на него нет возможности. Начинающим водителям надо помнить про правило трёх объектов и не превышать скорость более 50 км/час. Со временем количество воспринимаемых объектов увеличивается, что позволяет безопасно ездить уже на допустимых скоростях в городских условиях.

В сложных погодных условиях (сильный, дождь, снег, туман) дистанция до впереди идущего автомобиля искажается. На практике автомобиль находится ближе, чем кажется. Поэтому при наступлении таких условий необходимо максимально снизить скорость, быть предельно сконцентрированным на окружающем пространстве и готовым в случае опасности сразу же остановить автомобиль. 

Эмоциональное состояние водителя оказывает прямое влияние на оценку дорожной ситуации. При плохом настроении реакция замедляется, а уверенность в себе увеличивается, что приводит к увеличению риска попадания в серьёзное ДТП. Поэтому рекомендуется, когда плохое настроение, отказаться от поездки на автомобиле.

Иллюзии

При строительстве дорог нужно учитывать восприятие водителями дорожной обстановки, чтобы дорога не вводила участников движения в заблуждения. В качестве примера: в горной местности при движении на затяжном подъеме может возникнуть иллюзия, что дорога идёт прямо, а на самом деле она имеет крутой вираж. Или дорожные конструкции, такие как мост, железнодорожный переезд, могут восприниматься водителями по-разному, в зависимости от того, в какой цвет они выкрашены. Белый цвет создаёт иллюзию расширения пространства под мостом, что приводит к таким авариям, как застревание автомобилей при проезде. 

При движении по хорошей дороге возникает иллюзия небольшой скорости, что становится причиной серьёзных аварий на автострадах. Поэтому необходимо постоянно контролировать свой скоростной режим. Доказано, что впереди идущий автомобиль с чёрной окраской кажется более медленным, чем на самом деле.

Все это заставляет автопроизводителей внедрять в автомобили такие опции, как радары, видеокамеры, приборы ночного видения. Рассмотрим подробнее эти опции.

Радары позволяют с высокой точностью определить расстояние до автомобиля и предупредить водителя, если дистанция резко сократиться. А в случаи игнорирования сигнала задействовать тормозную систему для остановки машины.

Видеокамеры отслеживают дорожную ситуацию вокруг автомобиля и выдают водителю предупреждения об опасности, такой как попадание соседнего автомобиля в слепую зону водителя. Или информацию о превышении допустимой скорости движения, или о качестве дорожного полотна. Ещё они следят за концентрацией внимания водителя на дороге. В случае если взгляд уходит из видения камеры, включается звуковой сигнал.

Приборы ночного видения позволяют «видеть» в густом тумане окружающие объекты на расстоянии до 200 метров, что достаточно для безопасного движения. А также ночью водитель с такой опцией более детально воспринимает дорожную ситуацию.

Раньше подобные приборы устанавливались только на дорогие автомобили. Теперь же они устанавливаются и на бюджетные авто. Их также можно установить самостоятельно. Они помогут снизить риск неправильной оценки дорожной ситуации, а также уберегут автомобиль от ДТП.

 

Удачи вам на дорогах!