УЦЭПС АТ|Испытания и Сертификация|Техосмотр и ОСАГО|Тахография и ГЛОНАСС|Автономера и ЭПТС|Экспертиза, СПС, ДОПОГ

Внесение изменений в конструкцию транспортных средств – некоторые вопросы: «За или против?»

Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. В наше время много мировых исследований посвящены проблемам безопасности дорожного движения.

Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции автомобиля или его неудовлетворительным состоянием может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к ДТП. Напротив, удачная конструкция автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Конструктивная безопасность автомобиля представляет собой сложное свойство. Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

Активная безопасность автомобиля - свойство автомобиля предотвращать дорожно-транспортные происшествия (снижать вероятность возникновения).

Пассивная безопасность автомобиля - свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП.

Послеаварийная безопасность автомобиля - свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после его остановки.

Экологическая безопасность автомобиля - свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации.

Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают принимать компромиссные решения, при рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств.

 При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие. Возникновение новых свойств, влияющих на безопасность дорожного движения, их соответствие предъявляемым требованиям – основная задача испытательных лабораторий, аккредитованных в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств, в частности аккредитованных на ТР ТС 018/2011, в том числе на подготовку и выдачу документов по внесению изменений в конструкцию транспортных средств.

 

В рамках Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации (далее – Росаккредитации) создана рабочая группа по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств.

В структуре рабочей группы создана подгруппа, в которую входят представители испытательных лабораторий, аккредитованных на ТР ТС 018/2011, в том числе на подготовку и выдачу документов по внесению изменений в конструкцию транспортных средств.

Заседание рабочих групп проводятся по адресу: Москва, ул. Вавилова, д. 7, Федеральная служба по аккредитации.

 

Наша лаборатория является постоянным участником рабочей группы и принимает активное участие в деятельности подгруппы.  

 

На осеннем заседании текущего года на рассмотрение участников предложено рассмотреть вопрос по недопустимым видам изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации:

 

1. Удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы.

Многие автопроизводители имеют в своей производственной программе автомобили с увеличенной по отношению к базовому транспортному средству, рамой. Данные работы производятся в производственных условиях по согласованной с изготовителем базового ТС документации. В настоящее время общепринятым принципом при разработке транспортных средств категории M  является несущий кузов. Удлиненные модификации изготавливаются мелкими сериями, как правило в производственных условиях самого автопроизводителя по им же разработанной технологии. Производство же подобных работ в «кустарных условиях» зачастую проводится работниками не обладающими достаточными познаниями в области конструирования несущих систем автомобилей, и такие автомобили могут представлять опасность как для собственника, так и для других участников движения.

 

2. Внесение изменений в конструкцию ТС категории M1 или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на М2 или М3.

К местам крепления сидений, оснащению сидений ремнями предъявляются требования безопасности. Установка дополнительных сидений вне условий серийного производства, не допустимо и может представлять опасность при осуществлении пассажирских перевозок.

 

3. Замена штатного двигателя транспортного средства на двигатель, по одному из следующих параметров – максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25% любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля.

При проектировании агрегатов трансмиссии дорожных автомобилей принято применять коэффициент запаса 1,25…1,5, поэтому установка двигателя с мощностью превышающей коэффициент запаса приведет к преждевременному износу агрегатов трансмиссии и выходу их из строя. (субъективное мнение коллег из НАМИ)

 

4. Изменение класса (А, В, I, II, III) автобусов М2 и М3.

Автобусный подвижной состав помимо прочего классифицируется по количеству посадочных мест, количеству выходов и наличию оборудования, позволяющего осуществлять перевозки стоящих пассажиров. К местам крепления сидений, оснащению сидений ремнями предъявляются требования безопасности. Установка дополнительных сидений вне условий серийного производства, не допустима и может представлять опасность при осуществлении пассажирских перевозок.

 

5. Установка на ТС светоизлучающего оборудования, содержащего информацию рекламного характера и имеющего возможность работы во время движения транспортного средства, а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС, за исключением специальных транспортных средств.

Согласно Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств Постановления правительства № 1090 от 23.10.1993 запрещается наличие на транспортном средстве красных огней, излучение которых направлено вперед, и белых огней, излучение которых направлено назад. Есть основания полагать, что подобная трансляция является нарушением пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

 

 

Рассмотреть вышеперечисленные вопросы предложили коллеги из НАМИ и представитель ГУ ОБДД МВД России, в связи с тем, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности испытательных лабораторий.

Потребность рассмотрения данных вопросов с каждым днем меньше не становится, и без ответов эти вопросы оставлять нельзя.

По каждому из озвученных вопросов у сотрудников нашей лаборатории имеется свое мнение и оно может не совпадать с мнением коллег.

Итак,

- по первому вопросу мы считаем, что удлинение рамы возможно при условии, что это категория транспортных средств, которая не используется для перевозки пассажиров (N,О) и не нарушаются требования, в части  наличия признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство;

- по второму вопросу мы полагаем, что такие изменения возможны, но только в случае, когда транспортное средство выпускалось изначально категорией М2 или М3, в последствии было переоборудовано в категории  M1 или N, а затем возникло желание вернуться к первоначальной категории и не более того;

- по третьему вопросу есть мнение, что замена двигателя возможна в том случае, когда остальные узлы и агрегаты, передающие крутящий момент на ведущие колеса, остаются штатные, либо имеют сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном ТР ТС 018/2011;

- по четвертому и пятому вопросу полностью поддерживаем мнение коллег из МВД и НАМИ.

 

Во многих случаях владельцы транспортных средств, у которых возникло желание внести изменения в конструкцию транспортного средства и лица (организации) производящие работы по внесению изменений в конструкцию, а так же сотрудники ГИБДД, с разрешения которых проводятся такие работы подходят к этому вопросу некомпетентно.

Выскажем свое, сугубо субъективное мнение:

 прежде чем вмешиваться в конструкцию транспортного средства, на стадии желания, на стадии получения разрешения в ГИБДД и на стадии проведения каких либо работ, собственникам транспортного средства необходимо обратиться в компетентные испытательные лаборатории (центры), органы по сертификации, сотрудники которых имеют определенные специальные познания, опыт, оборудование, и все необходимое, для того, что бы оказать помощь в решении вопроса: «А надо ли и возможно ли изменять конструкцию автомобиля, который был изготовлен на предприятии, имеющем штат инженеров, конструкторов, испытателей, прошел испытания и краш-тесты и был признан безопасным транспортным средством и допущен к обращению на территории нашей страны».

Не все в жизни совершенно – наша лаборатория поможет увидеть в Вашем автомобиле совершенство.

  • Открытие нового офиса испытательной лаборатории

    1 июня 2007 года открыт новый офис испытательной лаборатории УЦЭПС АТ …

  • Световозвращающий жилет в подарок!

    Внимание, Акция! При прохождении технического осмотра и оформлении полиса ОСАГО в нашей компании, подарок - световозвращающий жилет. …

  • Колеи на автодорогах: кто несёт за это ответственность?

    Наверняка, каждый знает, что такое колея на автомобильной трассе. Это углубление, продавленное шиной автомобиля. Колеи зачастую значительно мешают нормальному движению транспорта. Многие ошибочно полагают, что образование колеи – естественный процесс, которого не избежать. Так ли это на самом деле? И из-за чего всё-таки образуется колея? …